Кредитное мошенничество

Кредитное мошенничество

Благодаря развитию технологий для совершения операции с использованием платежной (в частности, банковской) карты ее держателю не требуется брать в руки карту как таковую. Платежная карта может существовать вовсе без материального носителя - очевидным примером может служить "виртуальная" (исключительно с точки зрения процедуры эмиссии) карта, реквизиты которой предоставляются клиенту, например, в системе интернет-банкинга. А появление систем ApplePay и GooglePay и распространение смартфонов с чипами NFC позволяют отвязать от материального носителя и обычную банковскую карту.
В связи с этим в последнее время распространились мошеннические действия в отношении клиентов кредитных организаций. Опасность данного явления заключается в том, что злоумышленники, используя комбинацию технических и психологических приемов, вводят в заблуждение своих жертв, побуждая их передавать информацию или совершать определенные действия, например переводы денежных средств.
В сентябре 2018 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон«О национальной платежной системе» закрепившие за операторами по переводу денежных средств ряд новых обязанностей, ключевой из которых является обязанность приостановить исполнение распоряжения клиента о совершении операции, соответствующей признакам перевода денежных средств без его согласия (ч. 5.1 ст. 8 Закона № 161-ФЗ), то есть мошеннических.
С 25 июля 2024 года вступают в силу поправки к Закону «О национальной платежной системе», которые призваны усилить борьбу с переводами без согласия клиента (антифрод). Законодатель вводит ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из антифрод-базы ЦБ РФ.
Следует отметить, что поправки расширяют предмет антифрода. Цель защиты от переводовбез согласия клиента (как и было);с согласия клиента, полученного путем обмана или злоупотребления доверием.
Центральный Банк утвердил обновленный перечень из 6 признаков подозрительных переводов (вместо 3). Среди новых признаков появились признаки перевода по реквизитам, которые есть во внутренней антифрод-системе оператора; информации от операторов связи и иных лиц о нетипичных параметрах звонков и сообщений клиенту накануне или в момент совершения операции.
Кроме того, с 25 июля начинают действовать рекомендации для банков по информированию клиентово рисках переводов без добровольного согласия и оформления кредитов под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием; о рисках и последствиях вовлечения в дропперство.
Есть и иные нововведения в указанный выше Закон, с которыми возможно ознакомиться в открытых источниках.
Существует судебная практика разрешения споров в отношении заключенных кредитных договоров путем мошеннических действий третьих лиц, не всегда положительная для лица, совершившего действия по оформлению кредитного договора. В связи с чем необходимо внимательно относиться к входящим звонкам и СМС-сообщениям от незнакомых лиц, а также передаче своих персональных данных, чтобы обезопасить себяот «кредитных мошенников».

Пресс-служба Ершовского районного суда Саратовской области