Сервисное локомотивное депо «Ершовское»: кузнец - профессия штучная

10:06 31 июля 2025
421
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Сервисное локомотивное депо «Ершовское»: кузнец - профессия штучная

В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. День людей труда, специалистов сотен профессий, благодаря которым надежно и бесперебойно работает отрасль. Одним из таких специалистов является Виктор Груценко - кузнец на молотах и прессах сервисного локомотивного депо «Ершовское» Приволжского филиала компании «ЛокоТех-Сервис». Накануне праздника мы побывали на предприятии, где понаблюдали за его работой.

 Виктор Груценко пришел в депо в 1985 году, когда оно еще носило название Путевые дорожные мастерские. И вот уже 40 лет он не расстается с кузнечным молотом и горячим металлом. Сегодня кузнец - редкая, почти штучная профессия. Сложно поверить, но освоил он ее на месте, перенимая опыт старших коллег.

– Самоучка. Пришел, и деды научили, — вспоминает он.

Работа кузнеца на молотах и прессах требует высокой квалификации, опыта, понимания свойств металла и умения использовать кузнечное оборудование для создания нужных изделий. Нагрев, гибка, протяжка, высадка и раскатка металла, сборка заготовок, контроль качества поковок, обслуживание оборудования - вот краткий список задач Виктора Груценко на производстве. На выходе - разнообразный инвентарь для нужд депо - зубила, бородки, колики, кувалды, молотки. Все это практически моментально «расходится» по цехам и используется при ремонте локомотивов. Помимо кузнечных, в профессии не обходится без инженерных, токарных и других навыков. Все это позволяет формировать металл с высокой точностью.

- Жара, объемная поковка, тяжело… Но, если у слесаря не будет кувалды или зубила, то как он будет работать? - говорит Виктор Валентинович, подчеркивая важность своего дела.

Каждый его день начинается с получения сменного задания от мастера. Затем планирование, расстановка приоритетов и, конечно, работа с раскаленным металлом, температура которого составляет порядка 1000 градусов. Обязательное условие при этом - соблюдение техники безопасности. В цехе всегда наготове огнетушители, вода, песок.

– Без этого никуда. Металл не прощает халатности, — делится Виктор Валентинович.

За годы работы Виктор Груценко стал не только профессионалом, но и наставником. Он с удовольствием передает свое мастерство молодежи, помогая готовить кадровую смену.

– Работаю, воспитываю. Кузнец должен быть человеком с желанием, — считает он.

Хотя в семье до него не было железнодорожников, сегодня династию продолжает дочь - она трудится бухгалтером в эксплуатационном депо ТЧ-13. Сын работает в нефтяной отрасли и живет на Севере. Оба уже взрослые, самостоятельные, но отцовский пример уважения к труду остается для них важным ориентиром.

Виктор Валентинович живет в частном доме и разводит голубей. У него их 18 - все высоколетные. Это хобби приносит ему умиротворение и радость, особенно после трудового дня, наполненного шумом, жаром и металлическим звоном.

- Кузнец - моя профессия, я иду с ней по жизни. Депо - мой второй дом, - говорит он.

В будущем профессии Виктор Валентинович не сомневается:

– Техника не заменит руки кузнеца.

За преданность делу и профессионализм Виктор Груценко награжден почетной грамотой Московского областного союза промышленников и предпринимателей, благодарностью начальника Приволжской железной дороги. Эти награды - признание заслуг человека труда, ведь именно на таких, как он, держится вся мощь железнодорожной отрасли: исправные локомотивы вовремя выходят из депо, пассажиры и грузы достигают точек назначения.

Коллегам к профессиональному празднику он желает простого, но важного:

– Здоровья, удачи и терпения. Без этого — никуда.

Редакция присоединяется к поздравлениям. С праздником, люди железной профессии!

 
Справочно:

Филиал «Приволжский» ООО «ЛокоТех-Сервис» осуществляет свою деятельность в границах Приволжской железной дороги. В его состав входят шесть сервисных локомотивных депо: «Саратов», «Ершовское», «Астраханское», «Волгоград», «Петроввальское» и «Сарепта».

Производственную базу всей компании ООО «ЛокоТех-Сервис» составляют 87 сервисных локомотивных депо по всей территории России. Здесь трудятся порядка 37 тысяч человек, и именно их силами обслуживается большая часть парка локомотивов ОАО «РЖД».